ПРИ́НЦИП НАГЛЯ́ДНОСТИ.
Дидактический принцип, относящийся к числу ведущих принципов. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. В соответствии с П. н. обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися. Трактовка П. н. восходит к «золотому правилу» Я. А. Коменского («...все, что только можно, представлять для восприятия чувствами»), идеям и взглядам Г. Песталоцци, К.
Д. Ушинского. Существует два направления реализации П. н. на занятиях по языку: использование наглядности в качестве средства обучения и средства познания. В первом случае специально подобранные зрительно-слуховые образцы (звукозапись, таблицы, схемы, ситуативные картинки и более сложные для восприятия образцы наглядности - кино- и видеофильмы, программы для ЭВМ) помогают учащимся овладеть звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими единицами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах отобранного круга тем и ситуаций общения. Во втором случае средства наглядности выступают в качестве источника информации о стране изучаемого языка и будущей профессии учащихся.